четверг, 10 марта 2011 г.

Методы научного познания.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.
Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

Общие научные подходы и методы исследований, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследо^ния.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение-целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы."

1. Формализация-отображение содержательного знания в знаковом формализме
(формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью
исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об
объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков
заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет
существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью
полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод-даже при
последовательном его проведении-не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).

2. Аксиоматический метод-способ построения научной теории, при котором в ее основу
кладутся некоторые 1гсходые положения-аксиомы (постулаты), из которых все остальные
утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод-способ теоретического .исследования, сущность
которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из
которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот
метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное зачение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому
базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры "готового знания" и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико- дедуктивного метода является метод математической гипотезы..
В научном исследовании широко используются так называемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

Анализ-реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и синтез-их объединение в единое целое.

Абстрагирование-процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация-мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т. п.). Данные объекты не есть "чистые фикции", а весьма сложное н очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

Индукция-движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция-восхождение процесса познания от общего к единичному.

Аналогия (соответствующее, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод-умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

Моделирование-метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте-модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)-оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство)-в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход-совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того,
что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных
элементов, так и свойствами ее структуры;

исследование механизма взаимодействия системы и среды;

изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий