четверг, 10 марта 2011 г.

Категория диалектики как теории развития и логики философского познания (субстанциональные структуры детерминизма, группы законов диалектики)

Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действитдаьности.

Диалектикажак понятие употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей , процессов, действующих в мире независимо от: сознания человек!. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

Материалистическая диалектика представляется в виде системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.

Субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.

Диалектика как теория развития. Гегель: истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

Три закона диалектики:

Закон единства и борьба противоположностей,

закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

закон отрицания отрицания.

Противоречивость бытия познается лучше тогда , когда Mig знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон , свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ , благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции-словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
3. Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе.

В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К
этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: "единичное и общее", "многое-единное", "сходство-различие", "качество-количество", "простое-сложное", "часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним
относятся: "явление-сущность", "причина-след ствие", "случайность-необхо димость", "возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным".

Комментариев нет:

Отправить комментарий