четверг, 10 марта 2011 г.

Диалектика процесса познания. Формы чувственной и рациональной ступени познания

Под "чувственным" следует понимать метод, основанный на использовании специфических органов, предназначенных для получения внешних сигналов, или органах чувств: это органы слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания, кора головного мозга и т.п. Следует разделять чувственный метод на низшие чувства и высший чувственный метод, связанный с
интуитивным методом и другими, ныне именуемыми сверхчувственными. "Рациональный" метод основан на использовании логического аппарата мышления человека. Остается определить, что есть "познание". Представляется, что для человека и иного существа познание - обретение опыта, запаса, говоря языком кибернетики, баз данных, необходимых мозгу для принятия решения в той или иной предполагаемой или реальной ситуации.

Рассматривая процесс накопления опыта человеком можно увидеть, что такой процесс происходит по нескольким схемам. Первая из них выглядит так: внешний сигнал - орган чувств -мозг - мыслительный процесс.

Такая схема прямо демонстрирует диалектическую взаимосвязь между чувственным и рациональным методом. Воспринятый благодаря чувственному методу сигнал, поступает в мозг, где проходит обработку рациональным методом. Появление матери у кроватки с ребенком на его крик, само по себе не вызвало бы наработки рефлекса сообщать о неприятностях криком. Но логическая обработка взаимосвязи "крик - помощь" происходит у новорожденного и в результате откладывается опыт - происходит познание. Отсутствие опыта обращения с огнем приводит к повреждениям у ребенка, но сигнал боли и способность еще слабо развитого аналитического аппарата мозга связать огонь с болью, позволяет маленькому человеку избегать опасности.

При более высоком уровне развития аналитического аппарата мозга, действует и другая схема познания, в которой личный опыт чувственного познания заменяется приобретением аналитического опыта. В формировании такого опыта, по классической психологии, не участвуют органы чувств. К положения своих теорем математики приходят рациональным - мыслительным методом.

Процесс исследования человека открывает перед нами новые области. Еще недавно область сверхчувственного была terra incognito для большинства, а сегодня новости из этой сферы окружают нас везде. Что есть сверхчувственный метод, получивший свое название якобы за использование каких-то не относящихся к органам чувств полей. Последние исследования медико-биологических и психофизиологических наук опровергают это. Таким образом следует, что чувственный метод познания был атрибутом человека задолго до появления способности аналитически, логически мыслить. Результаты этих исследований подтверждают положения философских доктрин о том, что первоначально человечество владело чувственным познанием, "но в них не было Огня", т.е. разума.

Будущее развитие человека будет происходить за счет развития чувствования, но это не будет возврат к состоянию, когда люди были лишены разума. История повторится в новом аспекте - гармоничное сочетание чувственного и рационального метода. Человек задействует второй уровень мышления - интуитивное мышление.

Как процесс рационального познания, так и процесс чувственного познания способны существовать отдельно друг от друга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий