четверг, 10 марта 2011 г.

2. Материально-производственная практика и проблема противоречий во взаимоотношениях человека и природы

Материально-производственная практика - это сознательная предметно-чувственная деятельность людей, направленная на преобразование форм существующей реальности. В качестве ее субъекта могут выступать отдельные человеческие индивиды, а также различного рода ассоциации людей, относительно устойчивые их совокупности ( социальные слои, этнические общности, возрастные группы, семья, школьный класс, производственные объединения, территориальные общности и др.), имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, формирующиеся в рамках исторически определенного общества.

Экологический кризис во взаимоотношениях общества и природы - это показатель и социального кризиса. Общество, в котором разрушаются и деформируются природные основы жизни, в строгом смысле слова не является цивилизованным. Однако понятно, что общество, в котором господствует дух отчуждения между людьми, безнравственность и эгоизм, не может иметь нормальные взаимоотношения и со средой своего обитания. Поэтому общество всегда имеет такие взаимоотношения с материальными условиями своей жизни, которые оно заслуживает.

Такой интригованный подход к проблеме видов практики позволяет интерпретировать мир человеческой культуры как совокупность всего того, что надстраивается над естественной природой вещей, процессов людей и в чем воплощена практическая творческая сила разума человека.

Общественные качества надлежит рассматривать как такие качества, которые не возникают у него безотносительно к обществу. К числу общественно детерминированных качеств человека относятся являющиеся достоянием общества навыки трудовой деятельности, нормы и формы мышления, язык и др. Как известно, вне общественно-исторического воздействия эти свойства у человека сами собой не проявляются.

Поскольку каждый человек является продуктом общества, в котором он живет, порождением окружающей его социальной среды, поскольку его самого можно рассматривать в качестве социокультурной ценности, предмета культуры, феномена искусственного мира. В этой части нельзя не согласиться А.Ф. Лосевым, который отметил, что "человек является диалектическим синтезом природы и искусства...".

Смысл общественного созидания человека состоит не просто в том, чтобы обогатить формы его деятельности, повысить его культуру, углубить и расширить разнообразный опыт. Интерес к вопросам социального производства, воспитания человека определяется потребностями общества. Чтобы существовать и развиваться, ему необходимы не только соответствующие предметы материального производства, технологии, но и люди, формы деятельности которых отвечали бы интересам всего общества
Не разум является придатком биологического тела, а наоборот, тело есть инструмент сознательной и волевой деятельности человека. Не разум идет на поводу у плоти, а плоть регулируется разумом, деятельностью. Не тело управляет разумом, а наоборот.

По-видимому, решающим источником неудовлетворенности общества наличными состояниями бытия, миром общественного бытия вещей является сам разум человека. Внутренние потребности исторически развивающегося разума, его стремление к творчеству, самораскрытию сути главные и решающие двигатели активности, общественной деятельности человека.

"Дух революционен в отношении к миру природному и историческому, - писал Н.А. Бердяев,- он есть прорыв из иного мира в этот мир, и он опрокидывает принудительный порядок этого мира. Основной факт мировой жизни - освобождение от рабства. Но роковой ошибкой эмансипаторов было думать, что освобождение идет от матери, от природы. Свобода идет от духа".

Конечно, потребности человеческого разума возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы. Человеческие потребности и все деятельности объективно детерминированы наличными состояниями бытия, социокультурными ценностями. Они складываются, формируются в реальном процессе взаимодействия общества с окружающим его миром, на основе использования имеющихся предметных форм культуры в целях самоутверждения и самосозидания человека.

Потребности разума, его собственные цели достигаются в процессе взаимодействия различных предметов и процессов, находящихся в объективном мире. В то время как происходящее там призвано работать на удовлетворения потребностей и интересов человека.

Процесс удовлетворения потребности, состояние удовлетворенности недолговременно. Многократно воспроизводимое состояние наслаждения от удовлетворения потребности очень скоро наскучивает мятежной, беспокойной природе человеческого разума. На месте одной удовлетворенной потребности рано или поздно появляется другая, стремление к новым наслаждениям духа. В этом плане сущность общества как иной реальности, чем реальность природного мира, носит бесконечный и безграничный характер, ибо дух не знает покоя.
Новая потребность возникает в границах той деятельности, которая содержит в себе предметные формы и способы удовлетворения прежней потребности. Однако она предполагает
наличие не столько того объекта, который актуально существует, сколько того, который может существовать. Когда в обществе формируется новая потребность, стремление человека к ее удовлетворению, то это значит, что внутренние устремлении человека вступило в противоречие с окружающей его социокультурной средой, что потребность вышла за пределы наличного бытия культуры. Однако потребность не отрывается от культуры вообще. Речь идет о том, что новая потребность выходит за рамки имеющихся на лицо предметных форм природы и культуры, но она не выходит за рамки возможного в данное время и в данных условиях. Другими словами, предмет удовлетворения новой потребности актуально не существует, его просто нет, но потенциально, в качестве возможности он не может не существовать в имеющейся объективной деятельности.

Итак, новая потребность общественного человека вступает в противоречие с наличной вещественно-предметной и социокультурной действительностью.
В мире наличной действительности субъективный дух не обнаруживает, не находит того предмета, который мог бы удовлетворить потребность, "ублажить" его. Одним словом, мир природных и исторических форм не отвечает новым требованиям общества, поскольку не содержит в себе актуально необходимого ему предмета.

В случае, если общество поставило перед собой нереальную цель, противоречие между обществом и объективной средой его жизни преодолевается методом " переоценки ценностей" самой цели, однако в случае, когда мир не отвечает действительным целям человека, единственным способом разрешения такого рода противоречия является практика. Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

По мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой им " второй природой " , человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.

Поскольку главный канал связи между человеком и природой идет через производство, специфика взаимоотношений человека с природной средой и перспективы их существеннейшим образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий